Коломна стояла у истоков российской государственности. На протяжении пяти веков была она важнейшим стратегическим пунктом на южных рубежах Московского княжества, ключом к окско-волжской водной системе.

 

Предшественником города было городище славян-вятичей, живших в VII - X веках на высоком берегу при впадении речки Коломенки в реку Москву. Сегодня - это сквер «Блюдечко» на территории кремля, любимое место прогулок горожан и гостей города.

 

В 1177 году Коломна впервые упомянута в летописи как пограничная крепость Рязанского княжества. Выгодное географическое положение - в самом центре срединной русской земли, на перекрестке водных и сухопутных торговых путей - обусловило на долгие годы военно-стратегическое значение Коломны.

 

В результате возвышения Москвы, Коломна в 1385 году окончательно вошла в состав Московского княжества.

 

Коломна - традиционное место сбора русских войск перед военными походами в тревожную когда-то сторону юго-востока. 26 августа 1380 года великий князь Дмитрий Иванович устроил на Девичьем поле под Коломной смотр русских дружин перед походом на поле Куликово. Летом 1472 года на берегу Оки Иван III собрал общерусское войско, чтобы преградить путь очередному золотоордынскому нашествию. В 1547 году Иван Грозный в четвёртый раз привел в Коломну свои полки для похода на Казань.

 

Важный стратегический пункт, Коломна была включена в систему обороны южных границ Московского княжества, что повлекло сооружение в 1525 - 1531 годах кирпично-каменного кремля. Кремль в Коломне, построенный по образцу Московского, не уступал ему ни по размером, ни по красоте, ни по боевым качествам.

 

Расширение государственных границ в XVII веке на юг привело к утрате Коломной прежнего военно-стратегического значения. Город постепенно превращается в крупный и богатый торгово-ремесленный центр Московской земли, в посредника в торговых операциях Москвы и Петербурга с южными областями и западными рынками.

 

В 1708 году Коломна была приписана к Московской губернии, а в 1781 году она получила свой герб, который и сегодня является ее историческим и официальным символом.

 

Во второй половине XIX века начался новый этап развития Коломны. Толчком к нему послужило строительство Московско-Саратовской железной дороги и связанное с ней создание машиностроительного завода. Именно в этот период Коломна стала центром производства новейшей для того времени техники. 

 

Рост количества производственных предприятий в начале XX столетия перевел Коломну в разряд промышленных городов.

 

Потерявший в годы революции и гражданской войны значительную часть своих жителей, в 1920-е годы город начинает медленно возрождаться. Городские предприятия одно за другим вступают в строй, снабжая молодую Советскую республику паровозами, вагонами, сельскохозяйственными машинами, цементом.

 

В начале 1930-х годов рост территории города продолжился за счет вхождения в его состав окрестных сел. Численность населения в 1939 году достигла 75 тысяч человек.

 

В годы Великой Отечественной войны коломенские предприятия перешли на выпуск продукции для военных нужд. Во время войны Коломна была крупным центром формирования воинских частей и соединений. Тысячи коломенцев ушли на фронт, тысячи строили оборонительные сооружения на берегах Москвы-реки и Оки. Окопы эти можно и сейчас увидеть на левом окском берегу. Коломенские предприятия были эвакуированы на север и восток: машиностроительный завод - в Киров, где был налажен выпуск танков, станкостроительный - в Красноярск. В 1942 году в городе было создано конструкторское бюро по производству минометного оружия.

 

После войны на коломенских предприятиях была проведена полная реконструкция, они развивались высокими темпами. Более чем в 14 раз (по сравнению с довоенным уровнем), вырос выпуск промышленной продукции. За годы послевоенных пятилеток были построены цементный завод, комбинат стройматериалов, заводы «Вторчермет», шиноремонтный. К началу 1967 года в городе насчитывалось 22 крупных и средних промышленных предприятия.

 

В 60-70-е годы город превратился в большую строительную площадку: строятся многоэтажные дома, возникают новые улицы. Растущий город создал социальную инфраструктуру - широкую сеть учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, сферы торговли и быта. Строительство крупного жилого района Колычёво на берегу Оки решило проблему переселения горожан из ветхого жилого фонда, из полуподвальных и коммунальных квартир в отдельные благоустроенные квартиры.

 

Тепловозостроительный завод начал производство скоростных пассажирских тепловозов, конструкция которых вобрала в себя лучшие достижения локомотивостроения тех лет. История семейства коломенских тепловозов (ТЭП - 60,70,80) продолжается и сегодня: они эксплуатируются на железных дорогах стран ближнего и дальнего зарубежья.

 

В конце 90-х годов наступил новый период осознания коломенцами ценности своей малой Родины – Коломна постепенно, шаг за шагом, сокровище за сокровищем открывала заново пласты истории и теперь была готова делиться ими с гостями города. Сегодня в нашем округе 39 музеев, сохраняющих и возрождающих нематериальное наследие – вкусы запахи, ощущения. Именно они, вместе с архитектурными шедеврами и аутентичным посадом, создают неповторимую атмосферу, окунуться в которую стремятся многочисленные туристы и экскурсанты.

 

Коломна продолжает развиваться, сохраняя свою самобытность. 420 памятников федерального и областного значения делают ее уникальным в Подмосковье историко-культурным комплексом XYI - XIX веков.

 

Выгодное географическое положение всегда было на пользу Коломне, не давало ей застаиваться, подстегивало движение вперед. За девять веков она прошла путь от славянского городища, пограничной рязанской крепости, важного стратегического пункта Московского государства, религиозной столицы края, шумного торгово-ремесленного града до современного промышленного, транспортного, культурного и туристического центра столичной области.